1. Витязь.
Российский автономный необитаемый подводный аппарат “Витязь-Д” впервые достиг дна Марианской впадины. Погружение было приурочено к 75-й годовщине победы в Великой Отечественной Войне. Аппарат доставил праздничный вымпел в самое глубокое место на Земле. Также были произведены видеосъёмка и картографирование местности. “Витязь-Д” провёл на дне более трёх часов. Максимальная глубина составила 10 028 метров.
Благодаря использованию элементов искусственного интеллекта, аппарат способен анализировать особенности рельефа дна и самостоятельно избегать, возможные препятствия, находить выход из ограниченного пространства, а также выполнять более сложные интеллектуальные задачи.
2. Характеристики.
Аппарат «Витязь -Д» имеет торпедообразную форму длинной 5,5 метров. Диаметр равен 1,3 метра. Высота – 1,5 метров, а масса составляет 5 650 килограммов. Он рассчитан опускаться на глубину до 12 километров. Силовое основание выполнено из титановых сплавов. Благодаря использованию сферопластика, аппарату удалось предать обтекаемую форму и значительно уменьшить вес.
Движение осуществляется с помощью четырёх маршевых и десяти подруливающих электродвигателей. В оснащение аппарата входят: гидролокаторы, эхолоты, гидроакустические средства связи, осветительные приборы, видеокамеры и специальное научно-исследовательское оборудование.
«Витязь-Д» способен производить забор грунта, гидролокационную съёмку рельефа дна, измерять различные гидрофизические параметры морской воды, осуществлять видеосъёмку, а также проводить поисковые работы.
Данный аппарат является частью комплекса «Витязь», куда также входят донная станция связи и оборудование пункта управления. По средствам гидроакустического канала происходит обмен информацией между беспилотником и судном-носителем в реальном времени.
3. Разработка.
Комплекс «Витязь» является проектом Фонда перспективных исследований (ФПИ). Реализовать данную задачу в кратчайшие сроки удалось благодаря эффективному сотрудничеству Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» и Военно-морского флота.
В конце ноября 2018г. состоялась церемония закладки подводного аппарата «Витязь-Д» на сборочном стапеле опытно-экспериментального производства. В разработке комплекса «Рубину» помогали Государственный научный центр ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН, НИИ гидросвязи «Штиль» и другие организации. «Витязь» полностью состоит из комплектующих российского производства.
Комплекс получил своё название в честь советского научно-исследовательского флагмана «Витязь», который в 1957г. определил максимальную глубину Марианской впадины – 11 022 метра.
4. Прогресс.
Обследование Марианской впадины с помощью необитаемых глубоководных аппаратов проводили и другие страны. Общественности широко известны погружения японского «Кайко» в 1995г. и американского беспилотника «Нерей» в 2009г. Последнему удалось достигнуть отметки 10 902 метра, произвести фото и видеосъёмку, а также взять образцы донного грунта.
Оба этих аппарата были связанны с судами-носителями оптоволоконным кабелем. В отличие от российской разработки, они по-прежнему оставались управляемыми операторами с поверхности. Это значительно сужало область исследования. Второй минус данной системы явно иллюстрирует печальная судьба «Кайко».
В конце мая 2003г. в результате обрыва кабеля, во время тайфуна Чан-Хом, аппарат был потерян. Он нашёл своё последнее пристанище у острова Сикоку.
Глубоководный подводный аппарат «Витязь-Д» стал первым полностью автономным беспилотником, погрузившимся на подобную экстремальную глубину. Его задачей было обследование ранее неизученной территории в радиусе 150 километров. Стоит также отметить, что широкомасштабных исследований в Марианском желобе не проводила ни одна страна.
Возможно, в скором времени, нас ожидает новая череда удивительных открытий, ведь людей по-прежнему ведёт то, благодаря чему мы вышли из пещер – жажда познания. Будем надеяться, что она не угаснет никогда, а успех «Витязя» не поставит точку в истории легендарных подводных обитаемых аппаратов серии «Мир», которые сегодня находятся в музее….
Автор: Сергей Чмутов